Сэр Филипп Самин – бельгийский архитектор и инженер-строитель, чей стиль характеризуется широким использованием стекла, металла и дерева. О том, что собой представляют «вертикальные деревни», как достигается эффект фьюжн, и чего архитекторы ждут от AlumForum 2021 – об этом сэр Филипп Самин рассказал в интервью Алюминиевому Вестнику.
Начав свою деятельность в 1972 году в качестве консультанта по архитектурным и инженерным проектам, в 1980 году Филипп Самин основал бюро Philippe Samyn and Partners. Сегодня сэр Филипп Самин отстаивает концепцию «эффективности», которая подразумевает рациональное использование свойств материалов. Он считает, что при создании нового гармоничного объекта необходимо учитывать множество факторов: историю, культуру и экологию. Его технические исследования были удостоены Глобальной премии за устойчивую архитектуру в 2008 году.
– Когда вы заинтересовались дизайном? – С самого раннего детства. Мой отец был инженером, а мать – профессиональной художницей. Можно сказать, что я вырос в атмосфере искусства и прикладных наук. Родители часто брали меня в путешествия в разные страны, где я открывал для себя все разнообразие архитектуры, науки и живописи. Мои детские воспоминания связаны со многими европейскими государствами, в более зрелом возрасте я уже самостоятельно отправился в Японию и Россию, где познакомился с богатейшим культурным наследием этих стран.
– Что вдохновляет вас на создание новых образов? – Две составляющие.
Первая и основная – это гуманитарная цель моего клиента. Что он хочет получить и как видит свой вклад в развитие человечества? Создавая что-то новое, вы должны приносить пользу людям. Известный пример: в европейских городах мало свободного пространства, поэтому после окончания Второй мировой войны в моду вошли многоэтажные жилые дома и вообще высотные здания. Я отношу себя к сторонникам так называемых «вертикальных деревень», которые объединяют в себе городской комфорт и элементы загородной жизни: внутренние дворики и озелененные пространства для коллективного использования.
Второй важный для меня аспект – история. В мире нет ни одного места, где бы человечество не оставило культурно-исторического наследия. Об этом следует помнить, изучая среду, в которой вам предстоит работать. Поэтому первое, что я делаю – погружаюсь в новую для себя атмосферу и историю, чтобы созданные объекты не противоречили местным особенностям, а люди чувствовали себя в них как дома.
Нужно признаться, что вдохновение – это общее понятие, которое включает в себя тщательный анализ атмосферы места, а также идеи клиента. В данном случае речь не идет о компромиссе между этими двумя понятиями, а о слиянии, или, как говорят – фьюжн.
– Что вы можете сказать о научно-техническом прогрессе в архитектуре? Как соотносятся эти два понятия? – Существуют два типа строителей – предприниматели и создатели чего-то нового. Приведу пример, которым я очень горжусь. 25 лет назад в университете Сиднея бывший доцент Пекинского университета г-н Тан добился небывалых успехов в изучении вакуумного остекления. Спустя некоторое время компания Nippon выкупила патент и изготовила первую партию вакуумного стекла. Тогда многие говорили, что использование вакуумного стекла в архитектуре и строительстве – это лишь мечты. Однако спустя некоторое время я участвовал в строительстве первого объекта с применением этого инновационного на тот момент материала. Изначально были опасения, что объем рынка вакуумного остекления будет недостаточен – сегодня же мы наблюдаем его огромную популярность и ежегодный рост заказов. Одним из недостатков является высокая стоимость такого остекления, но она неуклонно снижается.
Внедрение технологических инноваций в строительной отрасли идет ускоренными темпами, особенно в Китае. В свете этого Европе следует повысить свой темп и не бояться принимать самые смелые идеи архитекторов. И тут алюминий может сыграть важную роль. На мой взгляд, будущее – за переработанным алюминием, ведь для его получения требуется лишь около 5% энергии, необходимой для производства алюминия из боксита.
Возьмем, например, алюминиевую банку, которая считается самой рециклируемой упаковкой в мире. Ежегодно в мире производится более 220 млрд банок для напитков, которые могут перерабатываться неограниченное количество раз.
Самое главное преимущество алюминия – возможность его многократной переработки делает его перспективным конструкционным материалом.
– Используете ли вы алюминий в своих работах? – В данный момент не так много, как мне бы хотелось. Есть ряд проектов с применением алюминиевого фасада или литого алюминия. Алюминий и стекло – прекрасное сочетание, которое становится все более популярным у архитекторов и проектировщиков. На мой взгляд, алюминий является лучшим материалом для оконных рам и вакуумного остекления. Я бы очень хотел больше работать с алюминием и создавать на его основе новые уникальные объекты.
– Какие, на ваш взгляд, вызовы стоят перед алюминиевой отраслью на пути к более широкому использованию алюминия в архитектуре и строительстве? – Считаю, что сегодня алюминиевая отрасль нуждается в большем количестве малых предприятий. Необходимо создать цепочку небольших по размеру компаний, которые бы понимали истинные потребности строительной отрасли.
Убежден, что не существует плохого или хорошего материала – важно правильно выстроить организационные и производственные процессы.
Также нет каких-либо технологических препятствий, вопрос заключается в том, насколько рационально и гармонично будут использоваться человеческие ресурсы, достижения науки и техники. Эффективность их использования вовсе не означает получение прибыли, а измеряется полезностью для нашей планеты.
– Что вы ждете от II Международного форума «Алюминий в архитектуре и строительстве» (AlumForum-2021)? – Позитивного мозгового штурма, выхода за привычные рамки. Давайте немного помечтаем – а то китайцы уже давно это делают за нас – и не будем бояться делать ошибок, ведь они – путь к прогрессу.
Comments